А не сошёл ли я с ума? Задавались ли вы таким вопросом когда-нибудь? В течение жизни у каждого происходят ситуации, когда вокруг тебя возникают полный хаос и дисгармония. Это может быть смерть близкого человека, тяжелая болезнь, потеря имущества, реальная угроза жизни и др. И тогда наш мозг, а особенно психика испытывает колоссальную проверку на прочность. В эти моменты и возникают так называемые реактивные психозы.
Простыми словами, реактивный психоз — это патологический ответ психики на какую-то очень негативную для человека ситуацию. Состояние ещё не является психическим заболеванием, но и нормой это никак не назовёшь.
Реактивные психозы могут протекать кратковременно, а могут длиться годами. Самый быстрый из них — аффективно-шоковый, проявляющийся в виде ступора или возбуждения.
Приведём, пример. Представьте себе идущую темный вечером по улице домой законопослушную женщину. Она в прекрасном настроении после удачно проведённого вечера с подружками. И тут из-за угла быстрым шагом навстречу выходят четверо мужчин, у одного из которых в руке блестит нож-бабочка. Расстояние между ними около 100 метров. Данная психотравмирующая ситуация вполне реально может вызвать острый психоз у девушки, помешав ей выбрать правильную модель поведения. В случае ступора девушка вместо бегства, просто встанет как вкопанная — ни одного движения или звука. После она может и не вспомнить произошедшего. И для преступников это будет очень легкая добыча. Или же при развитии реактивного возбуждения девушка начнёт бегать как сумасшедшая, хаотично размахивая руками и что-то бессвязно крича, не отдавая себе отчёта в совершаемых действиях. После того, как встреча с уличными преступниками закончится, женщина придёт в себя.
Более интересными могут проходить психогенные реакции в виде депрессии, бреда или даже галлюцинаций. Чаще всего это возникает в результате утраты близкого человека — горя.
Все слышали про депрессию. Но не все понимают, что это за состояние. Человек пребывает длительное время в подавленном настроении, глубокой тоске, ему совсем не хочется кушать, что-либо делать. Потеря близкого человека может привести его мысли к двум выводам:
1. Это он (погибший) виноват в том, что умер (не отменил свою поездку самолетом, не пристегнулся за рулем, был невнимателен на дороге и т.д.)
2. Только я виноват в том, что он (погибший) умер (надо было его удержать дома, больше уделять времени и т.д.)
Возникают и телесные нарушения — сердцебиение, боли за грудиной, запоры, постоянное чувство недосыпания даже при нормальной продолжительности сна и т.д. Депрессия — опасный психоз. Человеку в таком состоянии может прийти бредовая мысль о самоубийстве («если он ушёл из жизни и я в этом виноват(а), значит я не заслуживаю права жить»). Коллеги-психиатры рассказывали случай, когда одна мама хотела утопиться вместе со своим ребёнком из-за того, что он часто болел, а она считала себя в этом виноватой.
Бред тоже может стать последствием психотравмирующей ситуации. И это немного не то, что обычно под этим словом подразумевают. Бред — это какая-то полностью захватывающая человека идея, мысль, заключение, которая не соответствует действительности, но при этом переубедить в обратном больного не получается, а он в свою очередь доказывает правильность своих убеждений только теми факторами, которые подтверждают мысль с игнорированием всех остальных.
Чтобы было понятно, приведу пример. После смерти мужа в больнице от распространённого тяжелого инфаркта миокарда его супруга А., убитая горем, стала обвинять в халатности лечащего врача. Разъяснения заведующего отделением на претензии супруги о том, что были проведены все необходимые лечебные манипуляции, но это не привело к результату в связи с тяжёлым внезапным началом заболевания и обширностью гибели тканей сердца, её не убедили с обратном.
Подключились родственники гражданки А. Была написана жалоба в вышестоящие инстанции Минздрава, проведена неоднократная проверка, в ходе которой не было выявлено нарушений в оказании медицинской помощи супругу. Но А. посчитала, что лечащий врач, заведующий и проверки Минздрава заодно хотели убить её мужа. После безуспешных многократных обращений в прокуратуру, администрацию города и т.д. больная не разубедилась в том, что в гибели мужа виноваты врачи. Родственники уже перестали говорить на эту тему, так как она им уже поднадоела. Постепенно женщина перестала писать везде жалобы, только при случае вспоминала, как в больнице загубили ее любимого супруга.
Понятно, что смерть мужа не является причиной специальных усилий жестокого врача, но женщина полностью убеждена в обратном. Классический пример бреда в нашей повседневной жизни. Не стоит забывать, что бред является тяжелым состоянием, требующем квалифицированной помощи психиатра.
Галлюциноз. Галлюцинации могут быть зрительные, особенно в плохо освещённом помещении, когда человек как будто видит погибшего человека, сидящего на стуле или лежащего на кровати. Могут быть слуховые, когда больной разговаривает с погибшим. При этом самому человеку кажется, что это естественно, это его мысли. Удивительно и мистически то, что обостряются они на 9 и 40 дни после гибели близкого человека. Постепенно и незаметно галлюцинации исчезают бесследно.
Как же не сойти с ума в таких ситуациях?
Разные гуру пишут по-разному. Можно почитать соответствующую литературу по выходу из таких экстремальных случаев. Масштабно же нужно отвлечься, выйти из психогенной ситуации. Например, уехать в другой город на время к родственникам, стараться не оставаться одному. Но на деле сделать это очень и очень сложно.
Эти состояния проходят со временем, люди не являются «психами», с ними просто случилось горе.
Теперь ты знаешь, как правильно оценивать человека и его психическое состояние в случае мощного негативного психогенного воздействия. Главное, чтобы самому так не сойти с ума. Здоровья вам и вашим близким!